Актерский состав и роли фильма «отцы и дети»

Главы 25–28. Базаров умирает в одиночестве, Аркадий женится на Кате

Аркадий и Катя всё больше сближались. Он освобождался от влияния Базарова, и девушке это нравилось, она чувствовала, что странный друг Аркадия чужд им.

Базаров явился в Никольское сообщить Аркадию о дуэли и сразу понял, что друг изменился и их пути расходятся. Базаров поговорил с Одинцовой, и они убедили друг друга, что «любовь — чувство напускное» и им всё показалось. Он сказал ей, что Аркадий влюблён в неё, а к Кате относится по-братски. Одинцовой это польстило.

Разговор услышали Аркадий с Катей. Молодой человек как раз путано объяснялся девушке в любви. Услышанное придало ему решимости, он сделал Кате предложение, и та согласилась. Одинцова отпустила сестру замуж, начала радоваться счастью влюблённых, и те вскоре забыли о нечаянно подслушанном разговоре

Базаров навсегда попрощался с Аркадием и уехал к родителям. В деревне он затосковал, забросил науку и весь август лечил окрестных крестьян.

Участвуя во вскрытии мужика, умершего от тифа, Базаров заразился и слёг. Понимая, что умирает, он попросил послать за Одинцовой. Она приехала со своим врачом, но тот не смог помочь. Базаров успел попрощаться с единственной женщиной, которую по-настоящему любил.

Одинцова поцеловала Базарова в лоб, тот заснул и больше уже не просыпался.

Реклама:

Шесть месяцев спустя Аркадий женился на Кате, а Николай — на Фенечке. Павел сразу после свадеб уехал и поселился в Дрездене. Аркадий взялся за хозяйство, и ферма стала приносить солидный доход. Катя родила сына. Николай попал в мировые посредники и постоянно находился в разъездах.

Одинцова вышла замуж «не по любви, но по убеждению» за ещё молодого, умного, доброго, но холодного как лёд человека, законника, «одного из будущих русских деятелей». Они зажили дружно и, возможно, доживутся до любви.

Главы 12–19. Встреча с Одинцовой, любовь Базарова

Богатый родственник посоветовал Аркадию съездить с визитом к губернатору, а тот пригласил друзей на свой бал. Там они познакомились с Одинцовой.

Анна Сергеевна Одинцова — богатая вдова, 28 лет, красивая, высокая, стройная, умная, спокойная, властная и холодная

Аркадий увлёкся ею, а Одинцову заинтересовал Базаров — человек, который ни во что не верит. Базаров же отозвался об Одинцовой цинично, он не допускал «свободы мысли в женщинах», чем сильно покоробил Аркадия.

Одинцова была дочерью известного игрока-афериста и обедневшей аристократки, получила «блестящее образование» в Петербурге. Родители умерли рано, оставив ей с младшей сестрой «крошечное состояние». Одинцова вышла замуж за богатого старика, семь лет была ему верной женой, а овдовев, стала хозяйкой большого поместья Никольское. По губернии о ней ходили нехорошие слухи, но она пропускала их мимо ушей.

Брифли существует благодаря рекламе:

Одинцова пригласила друзей погостить в Никольском. Они пробыли там дней пятнадцать. Одинцова больше общалась с Базаровым, эту холодную женщину он чем-то привлекал. К робевшему перед ней Аркадию она относилась как к младшему брату, и тот начал искать утешение в дружбе с её сестрой Катей.

Катерина Сергеевна Локтева (Катя) — младшая сестра Одинцовой, 20 лет, темноволосая, смуглая, с тёмными глазами и круглым приятным лицом, тихая и задумчивая, побаивается властную сестру

Базаров же всегда был встревожен, сердит и сильно отдалился от друга.

Постепенно циничный Базаров понял, что он, нигилист, влюблён, и это выбило его из колеи.

В Никольское приехал слуга родителей Базарова — те жили неподалёку и очень хотели повидать сына. Базаров решил восполь­зоваться этим предлогом и уехать. Он сообщил об этом Одинцовой. Та не хотела, чтобы Базаров уезжал. Он признался ей в любви, но Одинцова испугалась его страсти и не ответила на неё, не стала рисковать своим покоем.

Реклама:

Сюжет советского фильма «Отцы и дети»

События кинодрамы происходят весной и летом 1859 г., когда в России наступают времена «великих реформ». Общество делится на 2 лагеря: либерального дворянства и демократов-революционеров.

Главный герой — Евгений Базаров, студент-медик, увлекающийся естественными науками. Молодой человек не признает никаких авторитетов, он нигилист, проповедующий современные принципы и идеи.

Вместе с Аркадием Кирсановым, товарищем по студенческой жизни, Базаров приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом и дядей Аркадия. Евгений открыто говорит о своих взглядах, неприемлемых для старшего поколения. Конфликт с дядей, Павлом Петровичем, заканчивается дуэлью.

Во время посещения светских мероприятий молодые люди знакомятся с богатой вдовой — Анной Сергеевной Одинцовой — и влюбляются в нее. Главный герой начинает испытывать чувства, которые сам же высмеивал. Любовь к Анне Сергеевне провоцирует внутриличностный конфликт.


Евгений Базаров является главным героем фильма.

Для красавицы-вдовы чувства Базарова менее ценны, чем ее внутренний покой и комфортная жизнь. Не чувствуя взаимности, Евгений уезжает из имения Одинцовой и отправляется к старикам-родителям.

Аркадий обращает свое внимание на младшую сестру Анны Сергеевны, Екатерину. У них завязываются романтические отношения

Родители Евгения несказанно рады возвращению сына, но жизнь в деревне тяготит его. Базаров занимается медицинской практикой и биологическими опытами. Он помогает отцу и лечит местных крестьян.

При вскрытии трупа больного, умершего от тифа, Евгений заражается смертельной инфекцией и спустя неделю уходит из жизни. Перед смертью он успевает попрощаться с Анной Сергеевной.

Родители остаются наедине с безутешным горем.

Главы 23–24. Дуэль Базарова

Базаров усиленно занимался наукой. С Павлом он больше не спорил и позволял ему наблюдать за научными опытами, но их взаимная неприязнь не уменьшилась. Николай заходил к Базарову часто, пытался учиться.

Николай сожитель­ствовал с Фенечкой, дочерью умершей экономки, имел от неё сына.

Федосья Николаевна (Фенечка) — сожительница Николая, 23 года, белокожая, пухленькая, с тёмными волосами и глазами, робкая и добрая, но глупенькая, необразованная мещанка

С ней Базаров общался охотнее всего, а она доверяла ему. Павла Фенечка боялась — он наблюдал за ней и часто неслышно появлялся за её спиной.

Базарову нравилась хорошенькая молодая женщина. Однажды утром, застав Фенечку одну в беседке, Базаров поцеловал её. Днём Павел вызвал Базарова на дуэль, умолчав о её причине. Однако Базаров понял, что на дуэль его вызвали из-за Фенечки, и заподозрил, что Павел в неё влюблён.

Реклама:

Стрелялись без секундантов. Базаров ранил Павла в ногу и оказал раненому первую помощь.

К вечеру у Павла начался жар и бред. Он говорил, что Фенечка похожа на княгиню Р., он любит «это существо» и не позволит, «чтобы какой-нибудь наглец посмел коснуться». Николай так и не понял, что эти слова относятся не к княгине Р., а к его Фенечке.

Главы 20–22. В гостях у родителей Базарова, возвращение в Марьино

Пожилые родители Базарова были бедными помещиками. Его отец, полковой врач в отставке, раньше служил под началом деда Аркадия, мать была дворянкой, доброй, набожной и суеверной.

Единственного сына старики побаивались и боготворили. Базаров родителей любил, но относился к ним свысока, с матерью почти не общался, посмеивался над старинными привычками отца и навещал их редко — в древне ему было скучно.

Базаров был зол на Одинцову, но гордился, что эта «бабёнка» его не сломала. Аркадию всё меньше нравились рассуждения друга, а когда Базаров назвал Павла идиотом, они чуть не подрались.

Через три дня Базаров соскучился и уехал, чем сильно расстроил родителей. В Марьине Базаров вернулся к препари­рованию лягушек. Аркадий пытался помогать отцу, хозяйственные дела которого шли плохо, но погрузиться в проблемы поместья не смог, потому что постоянно думал об Одинцовой.

Реклама:

Съёмки

Спасское-Лутовиново. Главный дом усадьбы

Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»

Создатели фильма старались подчеркнуть разницу в имущественном положении Одинцовой, Базаровых и братьев Кирсановых. В фильме три абсолютно разных имения: Кирсановка (Марьино), Базаровка и имение Одинцовой (Никольское), — разные люди, разные характеры, разные социальные слои. Художник Александр Адабашьян создал среду обитания соответствующую характеру каждого персонажа. Поместье Кирсановых снималось в орловском имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Это старый большой музейный комплекс, в нём — сплошные подлинники, поэтому там запрещено снимать кино. Но создатели фильма получили разрешение снимать во флигеле, в котором предстояли реставрационные работы. В этом флигеле останавливался Тургенев, вернувшись из очередного долгого путешествия. Имение родителей Базарова пришлось строить с нуля: собирали по деревням старые дома. Усадьбу Одинцовой — каменный дом с колоннами в стиле русского классицизма, с парком и прудом, снимали в поместье Тютчева «Овстуг» под Брянском. Имение было разграблено ещё при потомках Тютчева, до революции, а восстановили его уже при советской власти, и это совершенный новодел. Но зато съёмочная группа могла спокойно работать в нём.

Для того, чтобы фильм не оказался историей непонятных и удаленных от сегодняшней реальности людей, всю его фактуру решено было приближать к современности — и по костюмам, и по гриму, и по всему остальному. Александр Адабашьян отмечает, что создатели картины не ставили задачу восстановить стилистику XIX века в чистом виде. «Всё равно для современного зрителя это некий образ, уже созданный в кино, театре, живописи, это некое устоявшееся в сознании прошедшее время. Я помню, когда мы только приступили к „Обломову“ и проводили пробы, то актёров нарядили в подлинные костюмы XIX века. Снимали на натуре, в мосфильмовском саду… Выглядело всё, как опера днём. Поэтому все костюмы там навранные. Кринолинов нет, с мужских фраков убраны буфы с плеч и т. д. То же самое предстоит делать и здесь, в „Отцах и детях“, — всё время подвирать, чтобы сдвинуть представления о реальности. Чтобы максимально убрать дистанцию между зрителем и происходящим на экране, чтобы зритель не смотрел фильм, как костюмно-историческую драму, а сопереживал персонажам, как живым людям». На создание дамских нарядов у художника по костюмам Оксаны Ярмольник ушло пять месяцев.

Квартира Кукшиной снималась в Орле — в музее писателей-орловцев. Губернский бал — в Москве, в музее архитектуры имени А. В. Щусева, улицы уездного города — на натурной площадке «Мосфильма» в декорации «Старая Москва».

Посуду, стилизованную под середину XIX века, изготовили для фильма в Дятькове. Обои для Кирсановки и Базаровки были специально выпущены на Гомельской фабрике.

Съёмки проходили в августе—октябре 2007 года. И в феврале 2008 года снимали сцену посещения стариками Базаровыми могилы сына.

Главы 1–11. Знакомство с Базаровым

В жаркий майский день помещик Николай дожидался на постоялом дворе сына, который окончил университет и возвращался домой.

Николай Петрович Кирсанов — небогатый помещик, 44 года, невысокий, пухленький, седой, немного хромает, воспитанный, добрый и справедливый

Продолжение после рекламы:

Николай родился в семье генерала, окончил университет, женился на дочери мелкого чиновника и прожил с любимой женой десять счастливых лет. Овдовев, он с трудом пережил горе и теперь преобра­зовывал своё поместье Марьино в ферму.

Его сын Аркадий приехал не один, а с другом — Базаровым.

Аркадий Николаевич Кирсанов — сын Николая, 23 года, свежий и румяный, со звонким голосом, умный, добрый, немного наивный, подвержен чужому влиянию

Евгений Васильевич Базаров — убеждённый нигилист, студент-медик, высокий, светловолосый, с длинным, худым лицом и бакенбардами, зеленоватыми глазами, умный, спокойный, самоуверенный

Базаров был ярым нигилистом, не признавал авторитеты, отрицал религию, никого не уважал, дружбы для него не существовало, а любовь он считал чисто физиоло­гической реакцией.

К Николаю Базаров относился снисходительно, а его брата — ухоженного щёголя Павла — считал чудаковатым.

Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая, лет 50, красивый, стройный, образованный, немного надменный, благородный

Брифли существует благодаря рекламе:

Обосновавшись в Марьино, Базаров занялся естественными науками и быстро подружился с дворней.

Из-за различий во взглядах Базаров и Павел стали непримиримыми врагами, постоянно спорили. Чтобы хоть немного примирить друга с дядей, Аркадий рассказал Базарову историю Павла.

Павел был красавцем-офицером, одержал в петербургском высшем обществе множество любовных побед, но потом влюбился в княгиню Р., странную женщину, склонную к истерии. Княгиня быстро охладела к Павлу, но он не смог её забыть и преследовал, пока та не начала его избегать. Через десять лет княгиня умерла «в состоянии, близком к помешательству». Узнав об этом, Павел, который так и не женился, покинул высший свет, поселился у овдовевшего брата и вёл размеренную жизнь «на английский вкус».

Аркадий попытался убедить друга, что Павел — хороший человек, но Базаров считал, что такое преклонение перед женщиной — «распущенность, пустота».

Николая огорчали бесконечные споры брата с Базаровым. Он видел, что молодые люди относятся к нему снисходительно и посмеиваются над ним. Единственный сын не понимал Николая и отдалялся от него.

Продолжение после рекламы:

Работа над сценарием

Идею экранизации «Отцов и детей» Авдотья Смирнова вынашивала семь лет. По её мнению, это едва ли не самый непонятый русский роман. Это произведение о любви и жизни, а не о нигилизме и разрезанных лягушках.
«Я очень люблю этот роман и очень часто его перечитываю, всю свою жизнь. И очень его люблю. Я считаю, что у этого романа очень несчастливая судьба. Этот роман, может быть, самый непрочитанный роман в русской классике. С того момента, как он вышел и вокруг него начались споры и скандалы, которые, собственно, привели Тургенева в эмиграцию, этот роман был прочитан и понят как идеологический. А этот роман вообще-то антиидеологический; это роман про то, что любая идеология перед лицом живой жизни и её высшего проявления — любви — терпит фиаско. Это роман о любви. Просто ему очень не повезло. И в XIX веке его мало кто понял. Хотя умные люди прекрасно все поняли: Чехов обожал этот роман».

Александр Адабашьян выступил соавтором сценария и художником-постановщиком. Он признался, что был удивлён, когда Дуня Смирнова предложила ему поработать над сценарием по тургеневскому роману. «Впечатления, оставшиеся от прочтения его в юности, — никакого очарования. Перечитав сейчас, был поражён. В нём как минимум четыре потрясающие любовные истории!»

Работая над сценарием, авторы хотели показать внутренние переклички, заложенные самим Тургеневым, и предложить прочтение «Отцов и детей» как семейного романа. «Это произведение Ивана Сергеевича — роман не политический, как принято считать, а антиполитический. Это история о том, как счастливыми становятся только те, кто идёт на поводу у жизни: Николай Петрович, Аркадий Николаевич. А те, у кого есть идеологическая колея или система, так или иначе терпят человеческое фиаско: Базаров умирает, про Павла Петровича прямо сказано, что „он и был живым мертвецом“».

Чтобы визуализировать авторский текст романа, в сценарии были придуманы образные решения некоторых сцен. Например, в сцене объяснения Базарова и Одинцовой. У Тургенева в авторском тексте содержалось следующее: Анна Сергеевна — роскошная и холодная, Евгений Васильевич рядом с ней чувствует себя чужим, плебеем. Авторы сценария решили, что этот эпизод будет разворачиваться в комнате, заставленной стеклом: бокалы, кувшины и прочее. Герои ходят вокруг стола, на котором выставлено богемское стекло, всё дребезжит. Так создалось ощущение хрупкости. «Когда же Базаров, наконец, обнимает Одинцову, падает кувшин, и она его ловит. А раз она успела его поймать, значит, точно не влюблена, — влюблённая вряд бы ли успела. Плюс к этому такое маяковское овеществление метафоры „слон в посудной лавке“ дало особый визуальный эффект: постоянное преломление лучей, атмосферу воздушного и изящного дворянского мира, который начинает дрожать, когда туда в своих сапогах входит Базаров. У Тургенева этого нет, но, смею надеяться, что Иван Сергеевич сильно возражать бы не стал», считает Смирнова.

В романе Тургенева в тексте от автора проводится параллель между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым — это одинаковые человеческие типы, оказавшиеся в разных временных обстоятельствах. Авторы сценария дописали рифму к истории с кольцом, которое в романе Павлу Петровичу подарила его возлюбленная, княгиня Р. В картине Базарову дарит кольцо Одинцова. Добавляется ещё одна деталь, сближающая Базарова и Павла Петровича.

Кастинг

В роли Павла Петровича Кирсанова режиссёр изначально планировала снимать своего отца Андрея Смирнова, несмотря на то, что между актёром и его персонажем существует разница в возрасте: актёру сильно за 60, а Павлу Петровичу — только 50 лет.

На роли молодых героев режиссёр пригласила актёров Александра Устюгова (Базаров) и Александра Скотникова (Аркадий). Актёры были выбраны по принципу их человеческой близости к образу: в Устюгове, по мнению режиссёра, очень много от Базарова, а в Скотникове — от Аркаши. Авдотью Смирнову не смутило, что актёры «засветились» в «ментовских» сериалах: «У меня предрассудков на эту тему нет. Напротив, я даже люблю ломать амплуа».

В ролях прислуги и дворни снимались артисты театров Брянска и Орла. Сына Фенечки и Николая Кирсанова Митеньку сыграл ребёнок научных работников музея-усадьбы Спасское-Лутовиново — десятимесячный Богдан Ермаков.

Актеры и роли киноленты

Актерский состав картины достаточно запоминающийся. В фильме снимались многие талантливые артисты.

Виктор Авдюшко

Талантливый актер с обаятельной, но несколько суровой внешностью прожил всего 50 лет. Все его роли сыграны с профессионализмом и самоотдачей. Кинообраз Базарова — убедительный и живой, не оставляющий зрителя равнодушным.


Виктор Авдюшко — советский актёр театра и кино.

В исполнении Виктора Авдюшко главный герой — человек мыслящий, деятельный, самоуверенный. Артист строит образ Евгения Базарова при помощи скупых, но выразительных средств: глаза отражают состояние души; крупные кисти рук — свидетельство трудолюбия; прямая фигура олицетворяет несгибаемость характера.

На протяжении фильма характер героя меняется (это основная сюжетная линия). Сначала Евгений Базаров — нигилист, с презрением относящийся к культуре, искусству и всему нематериальному миру. Любовь меняет его отношение к жизни.

Николай Сергеев

Известность актеру принесли возрастные роли, одна из которых — в фильме «Отцы и дети». Образ отставного военного доктора, который относится к сыну не только с любовью, но и уважением и даже почитанием, вызывает чувство щемящей жалости, заставляет сопереживать герою.


Николай Сергеев — народный артист РСФСР.

В фильмографии Николая Васильевича Сергеева более 70 киноролей, сыгранных талантливо и достоверно.

Екатерина Корчагина-Александровская

Екатерина Владимировна Александровская — театральная актриса. Роль Арины Власьевны — одна из немногих, сыгранных в кино. Образ проникнут душевностью, мягкостью и любовью. Особенно трогательны последние кадры фильма, где старики-родители, поддерживая друг друга, стоят у могилы сына.


Екатерина Корчагина-Александровская — советская актриса театра.

Эдуард Марцевич

Для гениального артиста роль Аркадия Кирсанова была первой в кино. Молодой дворянин в исполнении Эдуарда Марцевича — человек чувственный, романтичный, уважающий семейные традиции. Аркадий под влиянием Базарова пытается соответствовать новым веяниям и разделять убеждения нигилистов, однако в силу воспитания и мягкого характера остается сентиментальным молодым человеком, любящим отца и дядю.


Эдуард Марцевич — гениальный артист.

Алексей Консовский

Кирсанов-отец в исполнении Консовского — классический дворянин-помещик, привыкший к безбедной и спокойной жизни. Он пытается провести некоторые преобразования в хозяйстве, но безуспешно. Опасаясь сословных предрассудков, он никак не решается жениться на Фенечке, хотя у них подрастает ребенок.


Алексей Консовский — народный артист.

Среди актерских достижений Алексея Консовского — роль Прекрасного принца из всеми любимого советского фильма «Золушка».

Многие зрители оценили чудесный голос артиста — глубокий, бархатный, со множеством оттенков.

Прочий актерский состав

В исполнении следующих актеров второстепенные роли выглядят яркими и запоминающимися:

  • Бруно Фрейндлих (Павел Петрович Кирсанов — рафинированный дворянин и утонченный аристократ с четкими взглядами на жизнь общества);
  • Изольда Извицкая (Фенечка — милая и кроткая молодая женщина, но всегда готовая отчаянно защищать своего ребенка);
  • Алла Ларионова (Анна Сергеевна Одинцова — умная, холодная и надменная красавица с непростой жизненной историей);
  • Валентина Буланова (Екатерина — рассудительная и уверенная в себе барышня, что на первый взгляд незаметно);
  • Георгий Вицин (Ситников, познакомивший Базарова с Одинцовой);
  • Владимир Арсентьев (слуга Прокофьич — роль, которая не стала в фильме проходной).

Режиссеры кинодрамы — Адольф Бергункер и Наталия Рашевская — сняли фильм спустя 100 лет после событий, описанных в романе. При этом каждый кадр выглядит убедительно и достоверно, поэтому зритель полностью погружается в атмосферу того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector