Виртуальная реальность в образовании. технологии и использование

Как сегодня возможно использовать технологии виртуальной реальности в образовании?

Многие современники воспринимают виртуальную реальность как нечто далекое и недоступное рядовому пользователю. Другие уверены, что VR – это технология исключительно для игр. На самом деле ошибаются и те, и другие.

VR уже здесь и доступен каждому. Даже с самыми бюджетными очками виртуальной реальности. Например, с Homido Prime, цена которых на сайте
– менее 5 000 рублей.

Образовательный VR-контент сейчас можно найти в самых разных источниках, например:

  • VR-приложения в каталогах App Store, Google Play или Steam. В данных сервисах находится несколько десятков самых разнообразных приложений, направленных на обучение и получение новых навыков;
  • видеоролики на YouTube, созданные специально для VR. Видео в формате 360 градусов становится популярнее с каждым днем, а YouTube этому отлично способствует;
  • специальные программы от разработчиков, работающих в сфере образования. Как правило они производятся на заказ и создаются под конкретные задачи.
  • Многие из предложений доступны совершенно бесплатно. Плюс есть демо-версии, позволяющие опробовать технологию и решить, готовы ли вы платить за конкретное предложение.

Если вы полагаете, что сегодня слишком мало VR-программ для обучения, спешим уверить вас в обратном. Их масса в самых разных сферах. Притом некоторые достаточно узкоспециализированные. Да, не так много из них доступно на русском языке, но это лишь вопрос времени.

Предлагаем обратить внимание на несколько интересных образовательных программ, которые можно использовать уже сейчас.

  1. Universe Sandbox 2. Настоящий космический симулятор, в котором ученики могут наглядно увидеть, как работает гравитация, климат и физические взаимодействия в космосе.
  2. The Body VR. По праву один из лучших симуляторов путешествия внутри человеческого тела, разработанный для студентов-медиков. Позволяет пройти путь по кровеносным сосудам, увидеть настоящие клетки и смертельные вирусы.
  3. Google Earth VR. Дает возможность увидеть мировые достопримечательности «в полный рост» и рассмотреть их со всех сторон. Египетские пирамиды, Эйфелева башня, Ниагарский водопад – все самые уникальные объекты становятся близко, как никогда.

  1. 3D Organon VR Anatomy. Это первый в мире атлас анатомии человека в VR. В нем собрано более 4 000 реалистичных анатомических моделей.
  2. The VR Museum of Fine Art. Открывает перед вами самые известные музейные экспонаты. Без защитного стекла, толп туристов и охраны. И с возможностью рассмотреть каждую деталь благодаря отличной графике.

Кроме того, существуют крупные компании, которые принимают заказы на создание образовательного контента для обучения. То есть, школа или вуз вполне может заказать уникальную программу и использовать в своем учебном процессе. Да, это опять-таки упирается в вопрос утверждения на государственном уровне, но прецедентов уже масса. Особенно в западноевропейских вузах.

Мы с вами стоим на пороге совершенно нового этапа в развитии всей образовательной сферы. Технологичного, эффективного и по-настоящему увлекательного. И сделать первый шаг навстречу этому будущему можно уже сейчас!

Хотите сами делать проекты в виртуальной реальности? Приходите к нам на обучение на образовательную программу «Менеджмент игровых проектов», где во время обучения при поддержке специалистов с многолетним опытом вы будете создавать собственные виртуальные миры, в том числе и в VR.

Актуальность VR и AR технологии для образования

Технологии виртуальной реальности в образовании актуальны как никогда. Эффект от внедрения новых технологий уже заметен на уровне образованности у студентов различных образовательных учреждений: VR-образование помогает улучшить передачу образовательного контента, а также позволить пользователям (ученикам) не только видеть контент, но и взаимодействовать с ним. Полное погружение в процесс помогает улучшить процесс обучения и полностью погрузиться в него. Более того, для полноценной обработки информации от ученика потребуется меньше сил и времени. Рассмотрим основные плюсы виртуальной реальности в сфере образования. 

Лучший способ ориентироваться в образовательном контенте. Когда вы о чем-то читаете, вам хочется полностью погрузиться в процесс, чтобы понять все его детали. С VR образование не ограничивается словесным описанием или фотоиллюстрациями: вы можете буквально исследовать тему вдоль и поперек. Ощущение полного присутствия помогает ученикам и студентам лучше ориентироваться в теме. Тело верит, что находится именно в той ситуации, которую изучает студент, а эти ощущения вовлекают ум в процесс изучения темы. 

Уникальный опыт обучения. Нельзя отрицать пользу научных лабораторий. Однако, к сожалению, далеко не всегда у образовательного учреждения есть возможность обустроить такое место. На помощь может прийти VR: с помощью определенных устройств и программ можно организовать виртуальную лабораторию. 

Больше практического опыта. Десять лекций эквивалентны одному практическому занятию. Человек лучше учиться на практике, однако, не всегда возможно организовать нужное количество и качество практического обучения. Виртуальная реальность помогает и в осуществлении практических занятий. Она служит своеобразным якорем, который так необходим для опыта студента. С помощью виртуальной реальности учащиеся вдохновляются на то, чтобы что-то делать, а не просто читать и изучать. 

Виртуальная реальность и медицина. Медицинские лаборатории – это всегда большой риск, ведь что-то может пойти не так. Однако виртуальные медицинские лаборатории исключают любые риски.

Развитие творческих способностей. Виртуальная реальность важна не только для того, чтобы изучать контент, но и чтобы создавать его. VR – это мощный инструмент в руках учеников и студентов с хорошим творческим потенциалом.

Внедрение визуального обучения. Более 70% людей являются “визуалами”, т. е. теми, кто лучше всего усваивает контент с помощью зрения. Виртуальная реальность становится по-настоящему полезной вещью для таких учащихся: они намного лучше запоминают информацию и визуализируют сложные функции и механизмы. 

VR и компьютерные игры. Многие ученики и студенты тратят свое время на видеоигры. Можно спорить о плюсах и минусах данного вида времяпрепровождения, однако, нельзя отрицать, то намного выгоднее для образования человека потратить время на более полезные вещи. Согласно последним опросам, проведенным компанией Greenlight VR, желание обучаться с помощью VR у студентов перевешивает желание поиграть в компьютерные игры.

Список причин, почему виртуальную реальность стоит внедрить в образовательный процесс, можно продолжать до бесконечности. Более того, для каждого учебного заведения причины для внедрения VR будут свои.

Иммерсивная виртуальная реальность

Система автоматической виртуальной среды пещеры (CAVE)

Иммерсивная виртуальная реальность — это гипотетическая технология будущего, которая существует сегодня по большей части в виде художественных проектов виртуальной реальности . Он заключается в погружении в искусственную среду, в которой пользователь чувствует себя таким же погруженным, как и в повседневной жизни .

Прямое взаимодействие нервной системы

Наиболее продуманный метод — вызвать ощущения, составляющие виртуальную реальность, непосредственно в нервной системе . В функционализме / традиционной биологии мы взаимодействуем с повседневной жизнью через нервную систему. Таким образом, мы получаем все сигналы от всех органов чувств в виде нервных импульсов. Это дает вашим нейронам ощущение повышенной чувствительности. Это будет включать в себя получение пользователем входных данных в виде искусственно стимулированных нервных импульсов, система будет получать выходные сигналы ЦНС (естественные нервные импульсы) и обрабатывать их, позволяя пользователю взаимодействовать с виртуальной реальностью. Необходимо предотвратить естественные импульсы между телом и центральной нервной системой . Это можно сделать, блокируя естественные импульсы с помощью нанороботов, которые прикрепляются к мозговым проводам, одновременно получая цифровые импульсы, описывающие виртуальный мир, которые затем могут быть отправлены в проводку мозга. Обратная связь система между пользователем и компьютером , который хранит также будет необходимой информацией. Учитывая, сколько информации потребуется для такой системы, вполне вероятно, что она будет основана на гипотетических формах компьютерных технологий.

Требования

Понимание нервной системы

Исчерпывающее понимание того, какие нервные импульсы соответствуют каким ощущениям, а какие двигательные импульсы соответствуют тому, какие сокращения мышц потребуются. Это позволит происходить правильным ощущениям у пользователя и действиям в виртуальной реальности. Проект Blue Brain Project — это текущее и наиболее многообещающее исследование, цель которого — понять, как работает мозг, путем построения очень крупномасштабных компьютерных моделей.

Способность манипулировать ЦНС

Центральная нервная система , очевидно , необходимо будет манипулировать. Хотя постулируются неинвазивные устройства с использованием излучения, инвазивные кибернетические имплантаты, вероятно, станут доступными раньше и будут более точными.
Молекулярная нанотехнология , вероятно, обеспечит требуемую степень точности и может позволить имплантату быть встроенным внутри тела, а не вставлять его в ходе операции.

Компьютерное оборудование / программное обеспечение для обработки входов / выходов

Для обработки виртуальной реальности, достаточно сложной, чтобы ее нельзя было отличить от повседневной жизни и достаточно быстро взаимодействовать с центральной нервной системой, потребуется очень мощный компьютер.

Как реализуются иммерсивных технологии

Область применения иммерсионных технологий довольно обширна: розничная торговля, электронная коммерция, индустрия для взрослых. Без него немыслимо развитие искусства, индустрии развлечений, создание видеоигр, интерактивного повествования, вооруженных сил, медицины.

Существует несколько методов погружения в иммерсивнную реальность.

360 видео

Давно используется в фотоаппаратах, поддержка со стороны Facebook началась в 2018 году. Камерами производится съемка окружающего пространства, затем изображения сшивают с помощью специальной программы. Бесшовные способы стоят дороже. Иногда к готовому видео добавляют графику.

Этот метод получил широкое применение в реальной жизни. Сейчас человечество не задумываясь, принимает его как данность, например в таких сферах как:

  • строительство (демонстрация застройщиками недвижимости);
  • туризм (обозрение виртуальных туров);
  • досуг (показ мероприятий).

Дополненная реальность

Широкое использование иммерсивных технологий началось во 2-й половине 20-го века для нужд военной промышленности. Обучение летчиков основывалось на проецировании показателей приборов на лобовые стекла летательного аппарата или на стекла герметичного шлема. Скорость получения информации увеличилась в разы, соответственно увеличилась скорость реакции обучающегося.

Дальнейшее развитие иммерсивных технологий привело к появлению следующих направлений:

• AR для смартфона. Продукция Apple с платформой ARkit развивается несколько лет и насчитывает больше 5 млрд. пользователей.

• Pokemon Go. Известная во всем мире, игра. Её доход в 2020 г. достигнет 1 млрд. долларов и перейдет отметку 4 млрд. с момента появления в 2016 г.

• маркетинговые проекты, в которых игрок с помощью дополненной реальности занимается поиском разбросанных (спрятанных) денег. На сумму равных размеру собранных с помощью специального приложения денег, пользователь получает скидку в определенном магазине.

• компания LifePrint выпустила приложение для смартфона, которое при помощи дополненной реальности делает их «живыми».

• проекты, помогающие в навигации. В Американских штатах начало действовать приложение с помощью которого, при наведении смартфона на картинки, те в свою очередь становятся живыми. Работа приложения осуществляется с помощью телефона, меток, проецирования на стекла авто, самолета, очков. Технология далека от совершенства, на улице большое значение имеет освещение. Если оно слишком яркое, изображения выглядят тусклыми.

Использование дополненной реальности довольно широко, например:

  • голограммы;
  • прямой эфир телеканалов демонстрирует наложение картинок;
  • интерактивные мониторы.

Перечисленные выше примеры использования AR давно стали привычными и не вызывают удивления у пользователей. Наиболее сложной иллюстрацией использования дополненной реальности стала интерактивная реклама от Pepsi Max. Было разработано специальное приложение, используя которое, при наведении на продукцию, пользователи видели эксклюзивное видео.

Виртуальная реальность

VR обладает визуальным и звуковым наполнением. Звук имеет главенствующее значение, так как с его помощью происходит дополнение виртуальности и создание эффекта присутствия. Оказаться в виртуальной реальности можно разными способами:

  • VR очки. Картинка разделяется на 2 части для создания стереоскопического эффекта;
  • VR шлемы;
  • VR-приложения для смартфонов;
  • трекинговые системы;
  • VR перчатки контроллеры.

В настоящее время предпринималось несколько попыток создания виртуальных экосистем.

Примером использования иммерсивных технологий в VR стала разработка интересного проекта от IKEA. Суть проекта заключалась в том, что клиент с помощью специальных  очков оказывается на виртуальной кухне. При помощи джойстика он может прочитать книгу с рецептами и приготовить понравившееся блюдо.

В Германии проведен эксперимент по найму сотрудников. Его суть заключалась в том, что потенциальный претендент надевал виртуальные очки, с помощью которых демонстрировал свою квалификацию в условиях реальной обстановки на работе.

В настоящем

Толчком для развития и популяризация современных виртуальных шлемов послужили анонс и выход на рынок двух таких устройств:

  • «Oculus Rift» и
  • «HTC Vive».

Связано это в первую очередь с тем, что разработчики добились реалистичной передачи визуальных эффектов, что позволило игроку полноценно окунуться в виртуальное пространство, по крайней мере, в пределах своей комнаты.

Вторая причина, по которой новые устройства отличаются от прошлых разработок  – концентрация на двух наиболее важных органах чувств – на слухе и зрении.

Современные шлемы отличаются большей портативностью, хотя ранее тенденция была обратной – устройства обычно предоставлялись как целый костюм, направленный в первую очередь на взаимодействие с тактильными ощущениями человека.

В общем, бОльшая свобода для действий и есть главное отличие современного понимания виртуальной реальности от видеоигр прошлого, которые предоставляли лишь возможность посидеть в кресле симулятора пилота. При этом игрок не мог напрямую взаимодействовать с пространством вокруг себя.

Видео про виртуальные шлемы: «HTC Vive – самая виртуальная реальность от Valve, несовместимая с реальностью. (Steam VR)»

Сегодня создание игр с применением технологии виртуальной реальности (VR) дает разработчикам колоссальную фантазию для творчества.

Так, с помощью датчиков на шлеме можно сфокусировать глаза человека на предмете, тем самым позволив игрокам осуществлять прямой визуальный контакт, например, с глазами виртуального персонажа внутри игры. В будущем это позволит глубже продумать технологию взаимодействия с неигровыми персонажами (NPC).

Применение виртуальной реальности

VR можно использовать в таких сферах, как:

Обучение

Сегодня интерактивная реальность позволяет смоделировать тренировочную среду в тех сферах и для тех занятий, для которых необходимой и важной является предварительная подготовка. Как пример, это может быть операция, управление техникой и другие сферы.

Наука

VR дает возможность значительно ускорить исследования как атомного, так и молекулярного мира. В мире компьютерной реальности человек способен манипулировать даже атомами так, словно это конструктор.

Медицина. Как и было отмечено, при помощи VR можно тренировать и обучать медицинских специалистов: проводить операции, изучать оборудование, улучшать профессиональные навыки.

Архитектура и дизайн. Что может быть лучше, чем показать заказчику макет нового дома или любого другого строительного объекта при помощи такой реальности? Именно она позволяет создавать эти объекты в виртуальном пространстве, в полном размере, для демонстрации, тогда как раньше использовались ручные макеты и воображение. Это касается не только строительных объектов, но и техники.

Развлечение. VR безумно популярен в игровой среде. Причем, спросом пользуются как игры, так и культурные мероприятия и туризм.

Этимология

Название является метафорическим использованием опыта погружения в репрезентации, художественной литературе или симуляции. Погружение также можно определить как состояние сознания, когда осознание «посетителя» ( Морис Бенаюн ) или «иммерсанта» ( Чар Дэвис ) о физическом «я» трансформируется в результате нахождения в искусственной среде; используется для описания частичного или полного прекращения недоверия , активации действия или реакции на раздражители, встречающиеся в виртуальной или художественной среде. Чем сильнее приостановка недоверия, тем выше степень присутствия.

Виртуальная реальность – VR

Вот два основных недостатка виртуальной реальности. Для VR необходимы специальные очки или шлем, которые зачастую могут быть излишне громоздкими. Также недостатком является то, что они синхронизируются с персональным компьютером или смартфоном. При этом очки и шлемы можно условно разделить на два типа: самостоятельные и подключаемые к компьютеру или иному устройству.

Для виртуальной реальности необходим контент (материал для погружения в иные миры). В настоящее время появилось достаточно игр и видео, динамические особенности которых могут вызывать откровенную тошноту. Поэтому во избежание проблем лучше ограничивать время пребывания в виртуальности.

Плюсы виртуальной реальности состоят в том, что для VR доступны множество игр, мультимедийного контента, интерактивных концертов и т.п.

Виртуальная реальность имеет практическое применение в медицине, архитектуре, искусстве, на железной дороге и т.п. Например, студентов медицинских заведений обучают разным процедурам с применением различных симуляторов. Также обучают машинистов поездов с использованием симуляторов. Активно симуляторы используются при тренировках пилотов, а также во многих других полезных и практических случаях.

Примеры виртуальной реальности и более подробное описание данного явления приведены в ЭТОЙ статье.

Если виртуальная реальность создает новый мир, причем полностью “с нуля”, то дополненная только лишь дополняет наше восприятие настоящей реальности с помощью некоторых виртуальных элементов.

Какое воздействие на мозг оказывает технология

Cовременные исследования показывают, что виртуальная реальность определенным образом влияет на мозг. Это тесно связано с навигацией и памятью человека.

Клетки мозга формируют ментальную карту окружающей среды, используя исходную информацию: запахи, звуки, визуальные эффекты и другие данные.

В искусственно созданном мире мозг ее не создает. Однако исследователи утверждают, что он может ориентироваться на окружение независимо от того, виртуально оно или реально.

Чтобы это выяснить, исследуются нейроны животных. Ученые записывают сигналы из гиппокампа (участок головного мозга, отвечающий за пространственное ориентирование).

Результат показывает, что VR может изучать окружающую среду, стимулируя нейроны, но без формирования ментальной карты. В реальном же мире активность клеток мозга и создание ментальных карт — два обязательных компонента обучения и запоминания.

Вот некоторые из них:

1. Сбивает мозг с толку

Зрительные органы и вестибулярная система отвечают за передачу информации, ориентации и движения в мозг. Когда глаза обнаруживают трехмерное позиционирование в текущей среде, вестибулярный аппарат может указывать на то, что тело движется.

Различные подаваемые органами сигналы в мозг приводят к его замешательству. Это приводит к путанице сознания и может продолжаться несколько часов.

В некоторых случаях происходит влияние на функцию памяти. В результате могут возникнуть галлюцинации и иллюзии.

2. Гарнитуры повреждают зрение и слух

Просмотр цифрового дисплея вредит зрению пользователя. Гаджеты VR часто накладывают на глаза на длительное время. Это вызывает напряжение и боль.

Методы безопасного использования и контроль некоторых настроек на гарнитуре могут уменьшить вред.

Также громкоговорители на ушах являются причиной проблем со слухом. Главный совет в этом случае — не слушайте громкий контент.

Почти все устройства VR имеют строгие предупреждения об использовании для определенных слоев населения (пожилых людей, беременных и инвалидов).

3. Провоцирует психические расстройства

Когда пользователь проводит много времени в искусственно созданном мире, после возвращения в реальность он может испытывать грусть, депрессию, беспокойство. Все вокруг становится менее красочным и не идеальным. В итоге это обязательно приведет к личному кризису.

Кроме этого, юзер может поверить в созданный мир иллюзий. Это может спровоцировать некоторые расстройства психики в зависимости от того, какое устройство используется.

4. Ухудшается память

Нейроны, отвечающие за формирование памяти, постоянно нарушаются во время практики VR. Со временем это может вызвать значительное ухудшение функции запоминания.

Но есть и положительный аспект для работы мозга — это лечение некоторых травм и повреждений с помощью создания виртуальных оздоравливающих манипуляций.

Высокие технологии все еще развиваются, нам предстоит внедрять множество инноваций. Однако чем дальше идет прогресс, тем серьезнее возникают проблемы.

VR — очень перспективная разработка, которая может погрузиться во все сферы жизни и добиться больших достижений.

Но люди не должны забывать о своем здоровье, в частности о мозге. Поэтому придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Внимательно наблюдайте за сигналами, которые подает вам организм.
  • Ограничивайте время взаимодействия с гарнитурой.
  • Используйте все доступные методы безопасного использования, а также контролируйте настройки звука.

Все это поможет уменьшить возможный вред для здоровья и позволит дальше наслаждаться возможностями виртуальной реальности.

Что же это такое

VR расшифровывается как «virtual reality». То есть виртуальная реальность. Фактически в ней человек не видит ничего из настоящего мира. Благодаря этому возникает эффект присутствия. Именно им и пользуются создатели видеоигр. Всё, что игрок видит, происходит на компьютере. По сути, в VR человек попадает в программную среду и может взаимодействовать с ней почти напрямую.

@Wikipedia

В свою очередь, AR — это «augmented reality», дополненная реальность. То есть человек видит окружающий мир, но не только его. Эта система, не меняя объекты в настоящем, добавляет к ним новые штрихи. Например, всплывающее сообщение из почты. Или пресловутых покемонов на улицах.

Главное, что картинка никак не влияет на объекты. Более того, она не взаимосвязана с ними. При повороте головы виртуальный карманный монстр тоже переместится, потому что он привязан к углу обзора, а не реально существующим объектам.

@The Conversation

Изначально AR позиционировался как замена смартфонам. Например, создавались специальные Google-очки с дополненной реальностью. Однако со временем он полностью отошёл в сферу социальных активностей и развлечений, поселившись в телефонах.

Примеры применения виртуальной и дополненной реальности в обучении

VR и AR в образовании укрепили свои позиции. Многие школы и ВУЗы использовали ее в качестве подкрепления еще до начала пандемии. Рассмотрим, как некоторые образовательные учреждения внедряли в свои учебные программы VR.

Виртуальная реальность в школах и дополнительном образовании

Обучение с помощью виртуальной реальности можно разделить на три группы: видео, платформы и программы. Рассмотрим каждую из них подробнее. 

Видео в формате 360 градусов происходит через взаимодействие со специальными очками виртуальной реальности, а специальная программа переводит 2D-изображения в 3D-формат, т. е. добавляя им объем. 

С помощью таких платформ и площадок, как Rumii можно создавать виртуальную образовательную среду. Таким образом, они могут посещать лекции и практикумы. Преимущества выше названных платформ в том, что они дают возможность организовать полноценный интерактив. Например, на уроке французского языка вы можете организовать совершенно любую ситуацию (полет на самолете, прогулка и т. д.), чтобы изучить вместе с классом новые слова. 

Интерактивные образовательные продукты появились совершенно недавно, однако, уже сегодня ими можно пользоваться как на уроках, так и при выполнении домашнего задания. Программа  The VR Museum of Fine Art  позволяет посетить музеи мира, а приложение Human Anatomy VR изучить человеческую анатомию.

Образовательные программы, построенные на базе виртуальной реальности, объединяют в пакеты для удобства пользователей. Школы могут приобрести готовый набор RedboxVR, который содержит все самые необходимые VR-разработки для средних учебных заведений. Такой формат обучения может быть использован и в дополнительном образовании (кружках, секциях, клубах по интересам). 

Виртуальная реальность в высшем образовании

Нельзя недооценивать вклад VR в высшее образование. Оно позволяет студентам учиться на собственном опыте оживляя 2D-объекты и исследуя то, что в реальном мире было бы крайне тяжело и опасно сделать. VR открывает новые способы обучения навыкам и позволяет делать это быстро. 

Один из примеров использования виртуальной реальности в высшем образовании – это обучение элементарным навыкам учащихся. Так, например, программа VirtualSpeech позволяет улучшать коммуникативные качества студентам многих зарубежных университетов. Приложение позволяет проанализировать речь и подготовить учащихся к выступлениям на конференциях и к интервью. Преподаватели по всему миру используют это приложение для повышения квалификации студентов. 

Также VR прочно внедрилась в сферу дистанционного обучения. Еще до наступления пандемии многие высшие учебные заведения Европы и США давали возможность студентам наслаждаться VR-лекциями. Приложения наподобие онлайн-чатов позволяют проецировать себя и взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися.

Еще одним замечательным примером использования виртуальной реальности является курс Вестминстерского университета для студентов-криминалистов . Используя VR, студенты могли найти улики, создать личное дело, читать показания свидетелей и т. д. VR дает беспрецедентный опыт в очень узких и нужных темах.

Предметы виртуальной реальности

К предметам VR мы относим все устройства, которые используем для погружения в виртуальный мир. Это могут быть:

  • Костюм виртуальной реальности
  • Очки VR
  • Перчатки
  • Комната VR

Костюм виртуальной реальности — устройство, позволяющее человеку погрузиться в мир виртуальной реальности. Это костюм, полностью изолирующий от внешнего мира, внутри которого находятся видеоэкран, многоканальная акустическая система и электронные устройства, воздействующие на нервные окончания кожи, вызывая иллюзию прикосновений или, например, дующего ветра.

Сейчас изготовление такого костюма нецелесообразно из-за его высокой стоимости, поэтому для частичного погружения в виртуальное пространство обычно используют шлем и перчатки виртуальной реальности.

Впрочем, вполне достоин звания костюма виртуальной реальности гаптический костюм от американского стартапа NullSpace VR. Устройство под названием Hardlight весит всего полтора килограмма и предназначено для верхней половины тела. К костюму прикреплены датчики и вибромоторы, которые отвечают за разные группы мышц. С помощью Hardlight пользователь может испытать ощущение осязания объектов в виртуальной реальности. Сейчас на сайте компании можно оформить предзаказ на устройство.

https://youtube.com/watch?v=aYkqJZGu2BQ

Более простой и дешевый способ ощутить всю прелесть новых технологий — очки и шлемы виртуальной реальности. После того как человек надевает на себя такой девайс, все, что он видит — это виртуальный мир. Это, например, главное отличие очков виртуальной реальности от очков дополненной реальности. Очки виртуальной реальности — это все равно, что наушники, но только для глаз.

VR-очки

В 2016 году, по данным Super Data, было куплено около 6,3 миллиона подобных VR-гарнитур. Среди них лидерами по продажам являются:

  • Oculus Rift
  • HTC Vive
  • Samsung Gear VR
  • Sony HMZ-T1
  • Silico MicroDisplay ST1080

Цена на такие устройства колеблется от 100$ до 900$.

Перчатки виртуальной реальности больше всего популярны у любителей виртуальных игр. Зачастую выглядят они как обыкновенные перчатки из Ашана, но умеют считывать движения рук и имитировать их на экране с помощью игрового движка. Стоимость пары перчаток — $200-500. К самым интересным девайсам можно отнести разработку китайской компании Dextra Robotics.

Перчатки Dexmo способны передавать физические ощущения от взаимодействия человека с виртуальными объектами. Они отслеживают 11 степеней свободы движения рук пользователя и воздействуют на каждый отдельный палец в момент прикосновения руки к виртуальному объекту. Удивительно, но если вы возьмёте в руку виртуальный камень, приводы пальцев не позволят вам сжать руку сильнее, чем если бы камень действительно был у вас в руках:

Перчатки Dexmo F2

Кроме Dextra Robotics, перчатки создают Oculus,Contact Ci, Manus VR, HTC и другие компании.

VR-комната (или cистема CAVE, пещера) дает самый полный эффект погружения в виртуальный мир. Основные преимущества комнат перед шлемами — это высокое разрешение изображения, низкая задержка трекинга, широкое поле зрения, трекинг головы и пространственной «мыши» во всем объеме комнаты, а если нужно, то и всего тела, включая пальцы (если дополнительно использовать костюм и перчатки виртуальной реальности).

Цена такой комнаты, конечно, не $100, как у шлема, но снижается вслед за выходом более доступных 3D-проекторов.

Устанавливать VR-комнату в своей квартире неразумно, но попробовать, что это такое, уже можно в развлекательных точках. В Москве, например, игровой центр квестов ExitGames запустил первую в России комнату виртуальной реальности на основе технологий, разработанных HTC Vive. Игра длится 60 минут, одновременно участвовать могут 5 человек. Подобные комнаты в Москве есть и при МГУ. Правда, в них студенты не играют, а проводят научные эксперементы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector