Записать и распечатать ноты на компьютере

Содержание:

Определенные особенности записи нот

Для записи очень высоких или очень низких нот можно использовать не дополнительные линейки, а знак восьмерки.

Знак восьмерки

В случае расположения специального знака восьмерки выше обычного нотного стана, все ноты, расположенные под пунктиром следует играть на октаву выше. Если знак восьмерки расположен ниже нотного стана – ноты играются на октаву ниже.

Пунктир и сама восьмерка должны быть расположены или над нотоносцем, или под ним.

Длительность нот

Ноты способны отражать не только высоту звука, но и его длительность – протяженность во времени. Самая продолжительная нота называется «целая». Остальные виды протяженности происходят за счет деления целой.

Виды длительности ноты:

  • Целая. Обозначается в виде прозрачного овала. Например, протяженность ее 4 секунды.
  • Половинная. Обозначается в виде прозрачного овала со штилем. Эта нота будет звучать уже 2 секунды.
  • Четвертная. Обозначается в виде закрашенного овала со штилем. Звучит в четыре раза короче, чем целая – 1 секунду.
  • Восьмая. Обозначается также как и четвертная, только штиль на конце имеет специальный флажок в виде хвостика. По длительности занимает всего полсекунды.
  • Шестнадцатая. Имеет два флажка. Для того чтобы заполнить время целой, таких нот нужно будет шестнадцать.
  • Тридцать вторая. Имеет три флажка. Для заполнения времени целой ноты понадобится уже тридцать две таких нот.
  • Шестьдесят четвертая. Имеет четыре флажка. Шестьдесят четыре таких ноты заполняют одну целую.

Ноты могут группироваться между собой, образуя ребро (похоже на букву П). В зависимости от количества флажков объединенных нот формируется и количество ребер.

Ноты с точкой

Использование точки рядом с нотой необходимо для отображения увеличения или уменьшения продолжительности звучания.

Если точка располагается правее от ноты, на половину от ее обычной длительности должна быть увеличена и продолжительность звучания. Также можно увеличить и паузы.

Динамика и музыкальные штрихи

Также как и в человеческой речи, для того чтобы придать музыке эмоциональности, необходимо увеличить или уменьшить силу звука. Это достигается с помощью специальных динамических оттенков.

Еще одним способом придания музыкальной композиции тех или иных оттенков является метод звукоизвлечения, именуемый штрихом. Для каждого музыкального инструмента он индивидуален

Так, для придания оттенка во время игры на фортепиано, внимание обращено на особый образ прикосновения к клавишам. Во время игры на скрипке – на прикосновение смычка

Такие приемы называются «туше».

В музыкальной грамматике используется два основных вида штрихов:

  • Легато. Обозначается в виде нарисованной под нотами дуги. Извлекаемый звук должен быть плавным и перетекаемым;
  • Стаккато. Обозначается в виде точек, расположенных над каждой нотой. Извлекаемый звук должен быть точным, кротким и прерывистым.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались

Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку

Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Познавательно89Не интересно13

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Новые возможности в MuseScore 2.0

Для получения дополнительной информации о новых функциях см. Что нового в MuseScore 2, MuseScore 2.0. Примечания к выпуску and Изменения MuseScore 2.0.
Документация по новым функциям доступна в этой главе (кроме информации, об обновлении программы с версии 1,3 до версии 2,0), но для пользователей программы версии 1.x ниже коллекция ссылок, чтобы взглянуть, что можно делать уже сейчас…

  • Альбом (→)
  • и (→)
  • (→)
  • Пользовательская палитра (→)
  • Особенности старинной музыки (→)
  • Генерал-бас (→)
  • Привязанное к сетке передвижение символов и текста нотоносца (→)
  • Захват изображения (скриншот) (→)
  • Инспектор и свойства объекта (→)
  • (→)
  • Импорт MIDI (→)
  • Группировка при переходах партии между нотоносцами (→)

    • Извлечение партий инструментов из партитуры (доступны новые опции) (→Дополнительные темы)
    • и (→)
  • Сохранить/Экспорт (→) — Свойства нотоносца (→)
  • Свинг (→)
  • Табулатура (→)
  • Nonexistant node nid: 39841 (→)
  • Основная палитра (→)
  • Слои и форматирование (некоторые опции были изменены, добавлена новая функция «Применить ко всем частям») (→)
  • Разрывы и разделители, обозначение конца раздела (→)
  • (→)
  • (→)
  • Языковые настройки и обновления перевода (→)
  • Помочь перевести или улучшить перевод (→)
  • (→)
  • Изменение высоты звуков без изменения ритмического рисунка (→)
  • Дополнительные функции (→)
  • Мета-тэги (→)
  • Обновление MuseScore 1.x

История болезни

Как обычно происходит знакомство с нотами? Самостоятельно, либо с преподавателем, будущий музыкант знакомится с основными элементами: нотным станом с линейками, нотами, ключами, знаками альтерации; узнает, что ключи бывают разные: скрипичный (который все знают) и басовый (на самом деле их сильно больше).

Возможно даже студент узнает, что вообще-то, ключи — это изменившиеся до неузнаваемости буквы латинского алфавита. Если постараться, в завитке скрипичного ключа можно узнать заглавную букву G, а загогулина басового ключа с точками — это части буквы F.

Но обычно ограничиваются определением, что скрипичный ключ показывает положение ноты соль на нотоносце, басовый, соответственно, ноты фа. Расположение остальных нот однозначно определяется по отношению к ключу и запоминается путем боли и страданий практики.

А вот дальше, кто во что горазд.

Обычно изучение начинают со скрипичного ключа, как самого распространенного для записи мелодии.

В англоязычных странах, где ноты принято называть буквами, для запоминания студенты используют мнемонические фразы Every Good Boy Does Fine и FACE. Первая кодирует расположение нот на линейках, вторая в промежутках между ними.

В итальянской традиции именования нот (до ре ми…) пространства для фантазии больше. Тут уже мнемоники выглядят совершенно шизофренически, вроде: «РеФаЛя в ДоМике из Соли Кремния (Si)».

Освоившись в пределах основных линеек, студент приступает к великим и ужасным — добавочным линейкам, которых «чем больше, тем сложнее». Мнемонические фразы тут уже не особо помогают, и в худшем случае начинается унылый подсчет линеек и шевеление губами. Впрочем, если студент к этому моменту овладел интервалами, то все проходит спокойнее.

Худо-бедно научившись читать скрипичный ключ, студент переходит к басовому и все начинается сначала. Даже хуже: знания начинают конфликтовать! Мозг привязал названия нот к их положению на стане и упорно подсовывает укоренившиеся скрипичные названия линеек. А бедолаги, учащиеся на органистов (и не только), с ужасом встречают в нотном тексте еще и альтовый ключ.

А ведь мы даже не затронули проблемы знаков при ключе!

…со временем в голову все-таки вдалбливаются правильные ассоциации нот и их положения на стане и проблема передается по наследству следующему поколению страдальцев. Либо не вдалбливается, и тогда человек до конца жизни свыкается с мыслью, что «ноты это сложно», а то и «ноты для лохов, а настоящий музыкант должен уметь играть на слух», если вообще не забрасывает музыку. При этом ошибка выжившего не позволяет осознать тот факт, что методика запоминания может быть другой, поэтому все остается как есть.

Беда, как мне кажется, в том, что описанные выше мнемоники подменяют понимание истинной структуры нотной записи ничего не значащей фразой, что оказывает ученику медвежью услугу.

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО)

Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.

  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

MuseScore

По мнению многих профессиональных музыкантов, утилита MuseScore – лучший альтернативный вариант предыдущим «гигантам». Огромнейший плюс – она полностью бесплатная. Скачивается с официального сайта, при этом регистрации не требуется.

Интерфейс понятен, прост, что очень радует новичков нотного дела. Откроем midi-файл композиции Metallica – Muster of Puppet.

Сделано все очень компактно, под рукой все необходимые инструменты. Вверху – набор нот, слева – палитра символов. Каждый инструмент отмечен отдельной строкой записи. Внизу- специальное окно с каждым каналом, где можно изменять сам инструмент, квантизацию, число голосов, тактовый размер и проч.

Преимущества редактора – возможность открывать самые разнообразные форматы, конвертировать нотную запись в PDF. Причем поддерживаются не только классические midi и MusicXML, но и PNG, SVG (векторное изображение) и многие другие.

Как и в Sibelius, пользователь может поделиться композицией онлайн. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте производителя софта.

Кстати, на сайте разработчика представлено руководство по использованию программы. Оно правда англоязычное, но подробное и полезное. Перевести его всегда можно, используя наши обзоры лучших переводчиков – для интернет-страниц, онлайн-переводчики.

MuseScore – хорошая, а главное бесплатная альтернатива двум вышеописанным редакторам. Интерфейс удобен, программа полностью на русском, возможность импорта и экспорта файлов разных форматов, есть детальное руководство на сайте.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом. Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта – 4 ступени

Квинта – 5 ступеней

Секста – 6 ступеней

Септима – 7 ступеней

Октава — 8 ступеней

В нотах интервалы выглядят так:

Использование и названия октав

Каждый музыкальный инструмент, а также человеческий голос, может звучать предельно низко и предельно высоко в рамках своих возможностей. Расстояние от самого низкого, до самого высокого звука называется диапазоном. Музыкальный диапазон измеряют октавами. Эта величина охватывает весь звукоряд из 7 нот, должно быть поэтому ее выбрали мерой. В музыке используют 9 октав, каждая из которых имеет свое название. Нагляднее всего будет показать их на клавиатуре фортепиано, которая содержит 7 полных и 2 неполных октавы:

Октавы принято считать от ноты До

Поэтому важно научиться быстро находить клавишу До на клавиатуре. Это довольно просто: сначала находим группу из двух черных клавиш; ближайшая нота слева от этой группы и будет нота До

Взгляните на изображение:

Первая октава имеет средний частотный диапазон. Клавиши, находящиеся справа от нее, будут звучать выше по мере приближения к пятой октаве. Клавиши левее первой октавы, звучат ниже по мере приближения к субконтроктаве.

Использование октав очень удобно. Представьте: вас попросили сыграть ноту Ми. Вы можете нажать любую Ми которая первой попадется на глаза. А если вас попросят нажать Ми первой октавы, вы поймете о какой конкретной ноте идет речь.

Вместо предисловия

Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.

Кстати, о китайской грамоте. Есть великолепная книга с витиеватым названием «путь бесхвостой птички или иероглифика по методу Шерлока Холмса» за авторством Адиля Талышханова. В книге автор применяет оригинальный подход обучения иероглифике, который оказывается продуктивным настолько, что первая сотня иероглифов запоминается еще до того, как читатель успел это осознать. К концу книги читатель уверенно и без особых проблем овладевает тысячей с гаком иероглифов (проверено на себе).

В то же время, автор пишет, что японские школьники тратят целый год на то, чтобы овладеть своей первой сотней знаков (а на весь набор отводится шесть долгих лет). Вот только вместо мнемонического подхода бедные дети зубрят материал традиционным способом. Отсюда и такая разница во времени и эффективности.

В этой статье я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.

Руководство по быстрому выбору (скачать бесплатно программы для написания нот)

MuseScore

Мощная и удобная. Запись нот выполняется легко и быстро, при помощи мыши, клавиатуры или MIDI. Большое количество плагинов. Интегрированный аудио секвенсор. Программный синтезатор. Сохраняет различные типы файлов, включая PDF и MIDI. И многое другое.
————

Перейти на страницу загрузки MuseScore

Lilypond

Отличная программа, базирующаяся на текстовом представлении. Красивая нотная запись на выходе. Имеет различные сторонние графические оболочки для удобства составления.
Создание нотных записей на основе специального текстового языка может вызвать некоторые трудности

Перейти на страницу загрузки Lilypond

Finale Notepad

Легко использовать. Результат выглядит профессионально. Приятный и удобный интерфейс
Лимитированная версия платной программы. Ограничения по поддерживаемым форматам файлов

Перейти на страницу загрузки Finale Notepad

Рубрики:

  • аудио
  • менеджер
  • редактор
  • Лучшие бесплатные программы для обработки и редактирования аудио файлов
  • Лучшие бесплатные программы для редактирования музыки (аудио сплиттер)
  • Лучшие бесплатные программы для обработки и редактирования аудио файлов Мультимедиа
  • Лучшие бесплатные программы для записи аудио и видео потоков (стрим) Мультимедиа
  • Лучшие бесплатные программы для ускорения загрузки видео Мультимедиа
  • Лучшие бесплатные программы для редактирования музыки (аудио сплиттер) Мультимедиа
  • Лучшие бесплатные программы для записи DVD видео дисков Мультимедиа
  • Лучшие бесплатные программы для редактирования видео Мультимедиа

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

В стандарте это выглядит так

В стандартном строе это выглядит так

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе

Это очень важно в таком вопросе, как играть соло,поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

В стандарте нота C находится на этих ладах

Эту ноту прозвучивают эти лады

Данную ноту обозначают эти лады

Эта нота находится на следующих ладах

Бесплатные нотные редакторы

Больной вопрос всех музыкантов – существует качественный бесплатный музыкальный софт

Спросите десятерых музыкантов, которые время от времени вступают ноты, каким нотным редактором они пользуются, и шестеро из них ответят «Finale», а еще трое – «Sibelius». Несмотря на то, что обе программы стоят довольно немалых денег.

Что же выбирают остальные музыканты? Мы пользуемся двумя программами. Причем обе — кроссплатформенные, то есть программы одинаково работают во всех популярных операционных системах – Windows, Linux и Macintosh.

MusesCore

Те, кто предварительно пробовал пользоваться платными программами Finale или Sibelius, достаточно быстро привыкнет и к этой программе. Такой же способ визуального набора, возможность использования горячих клавиш, набор мышью, с клавиатуры или midi-клавиатуры, далеко не минимальные возможности. Для повседневного пользования бесплатный нотный редактор MuseScore – именно то, что нужно рядовому пользователю ПК, который не желает платить за софт.

Русский романс

    1. Ах, зачем эта ночь
    2. Белой акации гроздья душистые
    3. В час роковой
    4. Вы просите песен, их нет у меня
    5. Выхожу один я на дорогу
    6. Газовая косынка
    7. Гори, гори, моя звезда
    8. Две гитары
    9. Дремлют плакучие ивы
    10. Калитка
    11. Не брани меня, родная
    12. Нет, не любил он
    13. Нет, нет не хочу!
    14. Не пробуждай воспоминаний
    15. Не растравляй моей души!
    16. Не уходи, побудь со мною
    17. Ночь светла
    18. О, жизнь моя, постой! Не уходи!
    19. Однозвучно гремит колокольчик
    20. Осенние листья
    21. Отговорила роща золотая
    22. Отцвели хризантемы
    23. Очи черные (1 вариант)
    24. Очи черные (вариант 2)
    25. Пожалей
    26. Прощай
    27. Романс о романсе
    28. Тройка мчится
  1. Что это сердце?
  2. Я ехала домой
  3. Я люблю Вас так безумно
  4. Я помню вальса звук прелестный

Расположение нот на стане

Музыкальные инструменты способны звучать в различном диапазоне. Туба может извлекать звуки контроктавы, а флейта звучит вплоть до пятой октавы. На фортепиано расположено 88 клавиш, и она способна звучать как на пятой октаве, так и на контроктаве.

Современный нотный стан содержит в себе только пять параллельных линий. Вопрос в том, как разместить на них ноты, которые способные обозначить такую разность звуков. Для этого используются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ в музыкальной грамоте иначе обозначается как ключ Соль из-за того, что рядом с ним расположена нота Соль.

Этот ключ используется для записи высоких нот и подходит не для каждого инструмента. Если записать в этом ключе ноты для фортепиано, музыкант будет играть их правой рукой.

В этом ключе в основном пишутся ноты для скрипки, гитары или духовых инструментов, так как они способны воспроизвести ноты с малой октавы и выше.

Басовый ключ

Рядом с данным ключом расположена нота Фа, поэтому его иначе обозначают как ключ Фа. Применение басового ключа используется не так часто, как скрипичного. Басовые линии применяются в музыке для воспроизведения звука, который расположен ниже малой октавы.

В основном такой ключ подходит для записи нот для таких инструментов как фагот, бас-гитара или контрабас.

Существует колоссальное отличие в написании нот в скрипичном и басовом ключе и в том, как это выглядит в нотной тетради. На нотном стане у них совершенно разное расположение. Написание нот на басовом ключе требует отдельного запоминания.

Обозначение нот на линейках

Расположение нот в скрипичном ключе имеет принципиальное значение в музыкальной грамоте. Основные правила расположения таковы:

  • До – располагается на первой добавочной линейке.
  • Ре – под первой линейкой.
  • Ми – на первой линии.
  • Фа – между 1 и 2.
  • Соль – на 2.
  • Ля – между 2 и 3.
  • Си – на 3.
  • До2 – между 3 и 4.

Расположение нот в басовом ключе:

  • До – между 2 и 3.
  • Ре – на 3.
  • Ми – между 3 и 4.
  • Фа – на 4
  • Соль – между 4 и 5
  • Ля – на 5
  • Си – над 5.
  • До – на первой верхней добавочной линии.

Как видно, ноты в басовом и скрипично ключе на нотном стане записываются по-разному.

Дополнительные линейки

Для того чтобы написать низкие звуки, удобнее всего использовать именно басовый ключ. Но многие композиторы и музыканты для записи небольшого количества звуков иногда используют дополнительные линейки. К примеру, для записи ноты До первой октавы используется дополнительная линейка.

Ноты зарубежной популярной музыки

  1. Angelina
  2. Chances
  3. Church of your heart
  4. Cinnamon street 
  5. Come back
  6. Cooper & Crash
  7. Dangerous
  8. Do you get 
  9. Dressed for success
  10. Every time you leave
  11. Fingertips
  12. Here comes the weekend
  13. Hotblooded 
  14. Joyride
  15. Keep me waiting
  16. Knockin on every door
  17. Listen To Your Heart
  18. Never is a long time
  19. Perfect day
  20. Queen of Rain
  21. Physical fascination
  22. Silver blue 
  23. Small talk 
  24. So far away
  25. Soul deep
  26. Spending my time
  27. Things will never be the same
  28. The big L
  29. The heart shaped sea
  30. The look
  31. The rain 
  32. Watercolours in the rain

ABBA

  1. Happy New Year
  2. Money
  3. Thank You for The Music
  4. The Winner Takes It All

Evanescence

  1. All That Im Living For
  2. Away from me
  3. Bleed
  4. Breathe no more
  5. Bring Me To Life
  6. Call me when you’re sober
  7. Cartoon Network
  8. Cloud Nine
  9. Eternal
  10. Even In Death
  11. Everybodys fool
  12. Exodus
  13. Farther away
  14. Field Of Innocence Full Band
  15. Forgive Me
  16. Give unto me
  17. Going under
  18. Good enough
  19. Goodnight
  20. Hello
  21. Heart shaped box
  22. Imaginary
  23. Like You
  24. Listen to the rain
  25. Lithium
  26. Lost Control
  27. My immortal live
  28. My last breath
  29. October
  30. Sally’s Song
  31. So close
  32. Solitude
  33. Sweet Sacrifice
  34. Taking over me
  35. The last song I’m wasting on you
  36. Thoughtless
  37. Together again
  38. You
  39. Your Star
  40. Whisper

Linkin Park

  1. Bleed It Out
  2. Breaking The Habit
  3. Crawling
  4. Faint
  5. From the inside
  6. Given Up
  7. Hands Held High
  8. In Between
  9. In Pieces
  10. In the end
  11. Leave Out All The Rest
  12. Lying from you
  13. No More Sorrow
  14. Pushing Me Away
  15. Shadow of the Day
  16. The Little Things Give You Away
  17. Valentine’s Day
  18. What I’ve Done
  19. My December

Josh Groban

  1. Mi Morena
  2. Mi Mancherai
  3. Hymne A L’amour
  4. Caruso
  5. Broken Vow
  6. All ‘Improvviso Amore
  7. You’re Still You
  8. Lucia di lammermoor
  9. Home To Stay
  10. Let Me Fall
  11. My Confession
  12. Never Let Go
  13. Oceano
  14. Per Te
  15. Remember When It Rained
  16. She’s Out Of My Life
  17. Si Volvieras A Mi
  18. When You Say You Love Me
  19. You Raise Me Up
  20. Gira Con Me

30 seconds to Mars

  1. The Kill
  2. A Beautiful Lie
  3. A Modern Myth
  4. Alibi
  5. I’ll Attack
  6. Battle of one
  7. Buddha for Mary
  8. Edge of the Earth
  9. End of Beginning
  10. Hurricane

Beatles

  1. Across The Universe
  2. A Day In The Life
  3. A hard day’s night
  4. All you need is love
  5. And I love her
  6. Back In USSR
  7. Blackbird
  8. Can’t Buy My Love
  9. Day Tripper
  10. Eight days a week
  11. Eleanor rigby
  12. Every Little Thing
  13. From Me To You
  14. Get Back
  15. Getting better
  16. Good Day Sunshine
  17. Got To Get You Into My Life
  18. Here there and everywhere
  19. Hey jude
  20. I Want To Hold Your Hand
  21. If I Fell 
  22. In My Life
  23. Lady Madonna
  24. Let it be
  25. Lucy In The Sky With Diamonds
  26. Maxwell’s silver hammer
  27. Michelle
  28. Norwegian Woods
  29. Ob-La-Di, Ob-La-Da
  30. Paperback Writer
  31. She’s Leaving Home
  32. She Loves You
  33. Something
  34. Ticket To Ride
  35. This Boy — Ringo’s Theme
  36. The fool on the hill
  37. The long and winding road
  38. We Can Work It Out
  39. When I’m Sixty Four
  40. With A Little Help From My Friends
  41. Yellow Submarine
  42. Yesterday

Lara Fabian

  1. Bambina
  2. Broken Vow
  3. Je Suis Malade
  4. Je T’aime
  5. La Lettre
  6. Si Tu M`aimes
  7. The Dream Within

Justin Bieber

  1. Eenie Meenie
  2. Lonely Girl
  3. Down To Earth
  4. Baby
  5. Never Let You Go
  6. One Time
  7. Where are you now
  8. You smile 

Queen

  1. Another one bites the dust
  2. Bicycle race
  3. Bohemian rhapsody
  4. Calling all girls
  5. Crazy little thing called love
  6. Fat bottomed girls
  7. Flash
  8. Good old-fashioned lover boy
  9. I am in love with my car
  10. I want to break free
  11. It is a hard life
  12. It is late
  13. Keep yourself alive
  14. Killer queen
  15. Long away
  16. Need your loving tonight
  17. Play the game
  18. Radio ga ga
  19. Save me
  20. Somebody to love
  21. Tie your mother down
  22. Tear it up
  23. Under pressure
  24. We are the champions
  25. You are my best friend

Enya

  1. A Day Without Rain
  2. Flora’s Secret
  3. Only Time
  4. Tempus Vernum
  5. Wild Child

Joe D’Assin

  1. A Toi
  2. Billy Le Bordelais
  3. Ca Va Pas Changer Le Monde
  4. Dans Les Yeux D’Emilie
  5. La Bande A Bonnot
  6. Le Dernier Slow
  7. L’Amerique
  8. Et Si Tu N’existais Pas (1 вариант)
  9. Et si tu n`existait pas (2 вариант)
  10. Fais La Bise A Ta Maman
  11. IL Etait Une Fois Nous Deux
  12. La Fleur Aux Dents
  13. La Luzerne
  14. Le Chemin De Papa
  15. Les Champs-Elysees
  16. Les Dalton
  17. L’ete Indien
  18. Marie Jeanne
  19. Si Tu T’Appelles Melancolie
  20. Salut Les Amoureux

Yiruma

  1. 27 May
  2. All Myself To You
  3. Chaconne
  4. Do You
  5. Dream
  6. Falling…
  7. I
  8. I’m just a…
  9. Indigo
  10. Kiss the rain

The Doors

  1. Break On Through
  2. Do It
  3. Hello, I love You
  4. I Looked At You
  5. Light My Fire
  6. My Eyes Have Seen You
  7. Riders On The Storm
  8. Tell All The People
  9. Wild Child
  10. You Make Me Real

Прочие

    1. All I want for christmas is you
    2. Nothing else matters (Metallica)
    3. Right here waiting for you (Richard Marx)
    4. L`Italiano (Тото Кутуньо)
    5. Song From A Secret Garden (дуэт Secret Garden)
    6. Sorry seems to be the hardest word (Элтон Джон)
    7. Don’t Worry Be Happy (Bobby McFerrin)
    8. Shape of my heart (Backstreet Boys)
  1. Ригодон
  2. Hijo de la luna (Mecano)
  3. Fairytale (А. Рыбак)
  4. Smells Like Teen Spirit
  5. Tears Of The Ocean

Flat.io

И последняя в нашем обзоре – бесплатная программа для набора нотного текста онлайн. На официальном сайте можно войти с помощью аккаунта Google или Facebook, а также зарегистрироваться через электронную почту. Базовые функции бесплатны, для расширения возможностей можно купить более продвинутую версию.

Работа с программой – исключительно в браузере, без установки на компьютер. Разработчики предоставляют облако, где хранятся нотные записи. Работать с одной и той же записью могут сразу несколько человек, что очень удобно.

Утилита предоставляет широкий экспорт и импорт файлов: аудиоформаты, MusicXML, PDF, MIDI. Расширенные возможности работы с файловыми расширениями будут доступны после оформления платной версии.

Перед входом онлайн программа предлагает выбрать инструменты, с помощью которых будет создаваться композиция. Шаблонов очень много.

Вот так выглядит интерфейс. Можно выставить нижнее отображение клавишных для более удобной записи.

Большое преимущество программы – доступ к ней с любого компьютера, на котором установлен браузер. Для редактуры записей достаточно войти в свой аккаунт. Программа руссифицирована частично. Но здесь нет широкой навигации, где потребовались бы серьезные знания английского.

Большим конкретном вышеописанных утилит Flat.io не является. Но в качестве программы для быстрой нотной записи, прослушивания, сохранения, доступа через облако она подойдет большинству музыкантов.

Заключение

Вот и все, что я хотел сказать в этот раз. Конечно, за рамками статьи осталось еще очень много. Совсем ничего не сказано про добавочные линейки дальше второй. Опять же, знаки при ключе остались без внимания.

Я думаю, что уловив основную идею, вы сможете самостоятельно придумать такой способ, который будет работать для вас лучше всего.

Тем не менее, следует отметить, что данный способ обладает и заметными преимуществами по сравнению с традиционной зубрежкой:

  • Приучает начинать чтение нот с ключа, а ведь это тоже частая ошибка начинающих
  • Дает представление об октавной структуре, все октавы учатся в связи друг с другом
  • Дополнительные линейки вводятся сразу и на равных участвуют в процессе распознавания
  • Обучение происходит спокойно и без превозмогания (по крайней мере у меня это было так)

Надеюсь, что моя статья оказалась вам полезной или хотя бы интересной. А если благодаря ней вы сможете овладеть нотной грамотой, это будет для меня самой большой похвалой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector